зеленый и пупырчатый
На БЖД нужно рассказать об особенностях возрастных переломов костей.

Я внезапно вспомнила бабушку Люсю.
Смерть дедушки оказалась полной неожиданностью и утратой для всех. Я, наверное, впервые увидела папу в таком горе, с непривычно покрасневшим лицом. Его эта новость застала в Санкт-Петербурге, и он был вынужден спешно возвратиться из командировки домой.
По-моему, это была среда. Утром я сдала экзамен по геометрии на пять, переписала контрольную по алгебре на четверку, и в крайне приподнятом настроении вернулась домой.
Позвонил папин брат.
Для меня все это было странно-нестранно. Я виделась с дедушкой в воскресенье. Тогда утром хотелось еще понежиться в постели, и я не пошла с ним на рынок. Это было что-то вроде ритуала - ходить с ним на рынок воскресным утром. А днем я уехала домой.
Он умер, наверное, в воскресенье или в понедельник вечером. Должно быть, устал от бабушки и ушел смотреть телевизор в папину комнату, в которой обычно ночевала я во время своих наездов. В хорошем смысле наездов, в гости.
И умер на нашем диване.
И я спала на этом диванедо прошлого года, когда наконец ремонт в этой квартире закончился, и руки родителей дошли до покупки дивана мне. А тот стоит в большой комнате - на западе её, наверное, назвали бы гостиной.
Я вообще все диваны в этой квартире обспала. В родительской спальне сейчас стоит "аккордеон", который изначально покупался для меня.
Кхм.
Бабушку Люсю смерть мужа сильно подкосила. Она в принципе вела довольно закрытый образ жизни: трудно было передвигаться из-за состояния здоровья. К тому же она была хроническим ипохондриком - кроме ее реальных болячек. И дедушка развлекал ее по мере сил, выводил погулять. До почты, находящейся на другом конце квартала, они шли пешком, а обратно были вынуждены ехать на такси. На рынок сходить - тоже было приключением, и дедушка обычно шел за покупками один. Или со мной, если я уних гостила.
И смерть дедушки практически заперла бабушку дома. Большую часть дня она лежала в кровати. У нее была определенная диета - довольно однообразная и не очень вкусная. И сней было трудно разговаривать - она забывала сказанное десятью минутами назад, но при этом зацикливалась на одной мысли. Чаще всего этой мыслью было отсутствие папы дома, - неважно, по какой причине - работа, магазин, другие дела, - бабушке всегда казалось, что с ним что-то случилось. Такие навязчивые идеи были у нее и при дедушке, но после они стала какой-то патологией.
Каждые десять минут бабушка звала кого-нибудь - меня, папу, иногда, забываясь, дедушку... Однажды она не узнала мою маму и решила, что я привела подругу.
По ночам ей не спалось, в папино отсутствие она вставала, чтобы разбудить меня...
И наконец дошло до того, что однажды под утро, когда папа был на сутках, а я ночевала дома, она вышла из квартиры, не заперев дверь, и отправилась на поиски папы. Эти поиски закончились в соседнем дворе, где она упала и сломала кость в бедре.
Для любого пожилого человека сломанная кость - большая проблема. А в этом случае это стало практически еще одной болезнью. И бабушку положили в больницу.
Не помню, сколько она там лежала, но я была там лишь два-три раза, как мне кажется. Навещательством занимался главным образом папа, и в меньшей степени - другие родственники.
Больница подкосила бабушку Люсю еще сильнее. Огромная палата, в которой лежит двадцать или тридцать старух разной степени вменяемости - обстановка, не располагающая к боевому настрою. А бабушке предстояла операция - стержень в бедренную кость.
Этот стержень, в общем-то, не понадобился. Бабушка пережила дедушку на полгода.

@темы: Проза жизни, Вспоминательное